Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание в среднем звене.
Каждый этап, являясь частью целого, имеет относительную самостоятельность и обладает специфическими особенностями для формирования личности ребёнка.
Дошкольный возраст особенно ответственный период, в течении которого происходит интенсивная ориентировка ребёнка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей. В этот период дети учатся оценивать свои поступки, поступки взрослых.
В первый класс приходят дети очень разные, и по своему характеру, и общему развитию, и по уровню подготовки к школе, а так же навыкам культуры поведения. Однако всех их учитель должен подчинить одной цели – учиться овладевать универсальными учебными действиями, формировать всесторонне развитого человека. В психологии существует такое понятие – сензитивный период – это особо благоприятный период для формирования той или иной функции, качества, свойства. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих особенностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности. Каковы же основные линии психологической подготовки к школе?
1. Общее развитие – развитие памяти, внимания, интеллекта ( заучивание стихотворений, чтение книг, посещение музеев г. Санкт-Петербурга …).
2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, поэтому необходимо выработать у него умение сосредоточиться на том, что не вызывает у него особого интереса, умение делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо.
3. Выработка мотивов, побуждающих к учению.
Сейчас в современных семьях уделяется недостаточное внимание общему развитию ребёнка. И причины всем известны: дефицит общения с детьми, конфликтные отношения в семьях, неполноценность общения.
Большинство детей, прибывших в первый класс, это воспитанники подготовительной группы дошкольного учреждения. Они уже имеют определённый багаж знаний, умений, навыков в области математики, русского языка, изобразительного искусства, трудового обучения. Однако, на что надо обратить внимание при подготовке к школе:
1) по математике – счёт от 1 до 10 и обратно, правильно называть предыдущие и последующие числа, решать простые задачи, знание геометрического материала, ориентировка в пространстве;
2) по русскому языку – составление предложений по вопросам, по опорным словам, по сюжетным картинкам. Учить составлять рассказ по картинке, озаглавливать, выделять главную мысль. Разучивать больше стихов. Учить отвечать полными предложениями. Работа над словом – подбор родственных слов.
Учить различать предметы по цвету, форме, по назначению. Больше внимания уделять беседам по ознакомлению с окружающим миром. Развивать любознательность. Чем любознательней ребёнок, тем больше замечает он вокруг, тем глубже пытается понять наблюдаемое, а это, в свою очередь вызывает всё новые вопросы.
При формировании у детей навыков культуры поведения, необходимо обратить внимание на следующее:
1) умение правильно обратиться к старшему;
2) правильно держаться при ответе;
3) воспитывать культуру речи, говорить достаточно громко, яснее проговаривать слова, учить говорить выразительно.
Для решения этих задач родителям нужно обладать следующими качествами:
1) родители должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Доброта и любовь к детям не позволяют грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать на них и пугать их, не замечать их огорчений и не радоваться успехам, не приходить на помощь без замедления, проявлять недоверие;
2) вы должны уметь понимать детей. Ребёнок маленький, но дела и заботы у него большие.
3) Нам необходимо быть оптимистами. Мы должны, обязаны верить в силу воспитания. Никогда не говорить: «Ничего не могу поделать с ним!», «Из него ничего не выйдет!» Нельзя ожидать, что ребёнок поумнеет, проявит способность соображать, и потом можно заняться его воспитанием. Оптимизм должен быть деятельным: вникать надо во внутренний мир ребёнка.
Выполнение задач по воспитанию будет успешнее, если все элементы общественной среды: семья, педагоги, работники системы образования будут действовать взаимосвязано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий