Воспитательный процесс
включает в себя связанные между собой этапы: воспитание в дошкольном возрасте,
начальном звене и средней школе. В дошкольном периоде происходит интенсивная
ориентировка ребёнка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях
людей, дети учатся оценивать свои поступки, поступки взрослых.
В первый класс приходят
дети очень разные: по своему характеру,
общему развитию, уровню
подготовки к школе, навыкам культуры
поведения. Всех их нужно подчинить одной цели – учиться овладевать знаниями,
умениями, формировать всесторонне развитого человека. В психологии существует
такое понятие – сензитивный период – это особо благоприятный период для
формирования той или иной функции, качества, свойства. Дошкольный возраст
является сензитивным периодом для формирования многих особенностей и качеств,
которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной
деятельности. Каковы же основные линии психологической подготовки к школе?
1.
Общее развитие – развитие памяти,
внимания, интеллекта (заучивание стихов, чтение книг, посещение музеев города
Санкт-Петербурга).
2.
Воспитание умения произвольно управлять
собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое
внимание, поэтому необходимо выработать у него умение сосредоточиться на том,
что не вызывает у него особого интереса, умение делать не только то, что
хочется, но и то, что надо.
3.
Выработка мотивов, побуждающих к учению.
В современных семьях
уделяется недостаточное внимание общему развитию ребёнка. Причины всем
известны: дефицит и неполноценность общения с детьми, конфликтные отношения в
семьях.
Большинство детей,
поступающих в первый класс, это воспитанники подготовительной группы
дошкольного учреждения. Они уже имеют определённый багаж знаний, умений и
навыков в области математики, русского языка, трудового обучения и
изобразительного искусства. Однако, на что надо обратить внимание, при
подготовке ребёнка к школе.
·
Счёт от 1 до 10 и обратно, правильно
называть предыдущие и последующие числа, решать простые задачи, знание
геометрического материала, ориентирование в пространстве.
·
Составление предложений по вопросам, по
опорным словам, по сюжетным картинкам. Учить составлять рассказ по картинке,
озаглавливать, выделять главную мысль. Разучивать больше стихов, учить отвечать
грамотно составленными предложениями. Работать над словом, подбирать
родственные слова.
·
Учить различать предметы по форме,
цвету, назначению.
·
Больше внимания уделять беседам по
ознакомлению с окружающим миром. Развивать любознательность: чем любознательнее
ребёнок, тем больше замечает он вокруг, тем глубже пытается понять наблюдаемое,
а это, в свою очередь, вызывает новые вопросы.
·
При формировании навыков культуры
поведения обращайте внимание на умение правильно обращаться к старшему,
правильно держаться при ответе, при разговоре со старшими, воспитывать культуру
речи, говорить достаточно громко, яснее проговаривать слова, учить говорить
выразительно.
Для
решения этих задач родителям нужно обладать следующими качествами:
· Быть
людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Доброта и любовь к
детям не позволяют грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство,
кричать на них и пугать их, не замечать их огорчений и не радоваться успехам,
не приходить на помощь без замедления, проявлять недоверие.
· Нужно
уметь понимать детей. Ребёнок маленький, но дела и заботы у него большие.
· Необходимо
быть оптимистами. Мы должны, обязаны верить в силу воспитания! Никогда не
говорить: «Ничего не могу поделать с ним! Из него ничего не выйдет!» Нельзя
ожидать, что ребёнок поумнеет, проявит способность соображать, и потом можно
будет заняться его воспитанием. Оптимизм должен быть деятельным: вникать надо
во внутренний мир ребёнка.
Выполнение задач по
воспитанию будет успешнее при взаимодействии всех
элементов общественной среды: семьи, педагогов, работников системы образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий