В понятие
«психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Особенно важно, чтобы были хорошо развиты
мелкие мышцы кистей рук, иначе ребёнок не сможет правильно держать ручку, будет
быстро уставать при письме.
Не менее важным
является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию
называют зрительно-двигательной и считают её одной из самых главных
составляющих психологической готовности к школе.
Доказано также, что чем
выше развита мелкая моторика, то есть движение кистей рук, тем выше развитие
речи и мышления ребёнка. У ребёнка с высоким уровнем развития мелкой моторики
наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому
крайне важно ещё до школы начать готовить руку ребёнка к письму.
Подготовка руки к
письму до школы может заключаться в упражнениях и заданиях, направленных на
развитие координации движений рук.
Как же определить,
насколько ребёнок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы
можете, наблюдая за тем, как рисует ребёнок. Во время этих наблюдений вас
должны насторожить следующие случаи:
Ø если
ребёнок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в
состоянии менять направление линии с помощью движения пальцев;
Ø если
на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно
зажата, находится в постоянном напряжении.
А теперь поговорим о зрительно-двигательной координации. У
ребёнка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из
рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему
одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне
необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель
пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.
Вот почему так важно,
чтобы у ребёнка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы
только то задание, которое им дают глаза.
Особую роль в развитии
ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У
ребёнка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень
приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования
напоминает технику письма.
Таким образом, от
родителей требуется научить ребёнка правильно держать в руках кисточку и
карандаш – между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным
пальцем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребёнок
не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать
ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. Сидеть при этом он должен прямо, не
наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребёнок
сможет без труда выполнять подобные требования при письме.
Следует отметить, что правильная посадка при рисовании,
лепке, игре за столом, важна для формирования
правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов.
Из книги Натальи
Чивиковой «Как подготовить ребёнка к школе» (М., 2001)
Комментариев нет:
Отправить комментарий