четверг, 15 мая 2014 г.

Мотивационная готовность ребёнка к школе


Готовность ребёнка к школе не сводится к сумме имеющихся у него знаний, важна психологическая готовность. Она включает в себя мотивационную или личностную готовность, волевую, интеллектуальную и достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Начнём с мотивационной готовности.
Большинство детей в школу идти хочет. Поэтому родители считают, что мотивационная готовность у ребёнка есть. Но это не всегда так.
Ребёнок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей. Кроме того, для него интересно всё новое и необычное. Такое отношение тоже естественно для ребёнка и совершенно необходимо.
Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Здесь большую роль имеют слова и поступки взрослых. Кроме того, на протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии этого желания принадлежит игре. Именно в игре ребёнок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же всё узнать? Конечно в школе!
И вот уже ребёнок хочет поскорее пойти в школу, чтобы всему там научиться. Вначале он ещё не полностью осознаёт, что ему придётся выполнять определённые правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например, поиграть в машинки прямо сейчас). К шести годам желание учиться формируется у большинства детей в полной мере.
Но если ребёнок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, что там его ничему нужному не научат, то стремление стать школьником у него пропадает.
Бывает, что ребёнок боится идти в школу. «В школе учительница строгая. Она меня ругать будет. Она мне двойку поставит». Причина такого отношения к учёбе в школе чаще всего кроется в неправильном домашнем воспитании.
Существует множество методов, позволяющих формировать правильное представление о школе, положительное отношение к учителю, к учёбе, книге. Это чтение всей семьёй различных книг, составление личной библиотечки ребёнка, и родительские рассказы о школьных годах, и т.д., и т.п. Часто детский вопрос, одно из бесконечных «почему», может быть поводом для совместного поиска ответа в книге. Путь более трудоёмкий, он может превратиться со временем в исключительно полезную привычку «рыться в книгах» в поисках ответов на самые разные вопросы.
Значит ли, что ребёнок со сформированной мотивационной готовностью не будет испытывать трудностей при поступлении в школу?
К сожалению, это не всегда так. В чём же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникает на пустом месте. Вначале появляется интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам, учительнице. Такой интерес недолог, он исчезнет, как только ребёнок привыкнет к школе. Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.
Если ребёнок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то как бы хорошо он не умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.
Стоит также сказать о привыкании (адаптации) ребёнка к школе. В этот период происходит переход от обучения по собственной программе (ребёнок запоминал только то, что ему интересно) к обучению по программе, заданной взрослым. Из дошкольника, который мог делать всё (или почти всё), что захочет, ребёнок с первых школьных дней постепенно превращается в ученика.
Для лёгкого и безболезненного привыкания ребёнка к школе очень важно, чтобы отношения в семье были ровными, без ссор и скандалов. Конфликтные ситуации в семье, непонимание между родителями и учителем значительно затрудняют вхождение юного ученика в новую полосу жизни.
Для того чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо ещё до школы сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками.
К таким качествам можно отнести: умение ребёнка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребёнка самое главное – научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения.
Для первоклассника общение со взрослыми, родителями не является основным. Однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на учёбу). Ребёнку в этом возрасте необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Это также необходимо для того, чтобы ребёнок смог правильно оценить себя.
Необходимо подчёркивать значимость занятий ребёнка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учёба ребёнка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.
Однако не надо брать с ребёнка слово, что он обязательно станет отличником. Быть отличниками никогда не смогут все дети. Да и едва ли это самое важное. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учёба у ребёнка наладится, в конце концов принесут свои плоды.


Из книги Натальи Чивиковой «Как подготовить ребёнка к школе» (М., 2001)

Продолжение следует...

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

задание оценка игра победа каникулы конкурс масленица перегрузки расписание родителям чтение внеклассная работа кукла математика музей обучение объявление окружающий мир проект урок учитель фестиваль 1 класс 1 сентября 8 марта Выра Дед Мороз Державин Золотой ключик Лицей Чудово Эрмитаж английский безопасность благодарность блокада Ленинграда ветеран воля грамматика движение день знаний день рождения дневник учащегося дыхание задания задача закон занятия знания зрение информация итоги календарь комфорт конкурсы консерватория конспект урока космос кот крепость крест и бисер критерии отметок личность макулатура март мастер-класс методическая копилка мифы мотивация мюзикл нервная система новогодний праздник общение окно олимпиада осанка осень осмотр отдых отметки первый класс питание план урока подсвечник познавательные интересы помощь портал портрет правила преемственность природные зоны проектная деятельность птицы пчела режим режим для школьников режим дня рисование родители рыцарь сборник сентябрь сказка состав слова спорт творческое изложение театр студия утренник учебная работа школьника учебный год формирование поведения формы обучения школа школьная олимпиада

Постоянные читатели