воскресенье, 18 мая 2014 г.

Волевая готовность ребёнка к школе


Теперь поговорим  о второй составляющей понятия «готовность к школе», то есть о волевой готовности, которая крайне необходима для нормальной адаптации ребёнка к школе и успешной учёбы.
Что важнее: умение ребёнка слушаться или его умение слушать?
Многие родители считают, что ребёнок прежде всего должен быть послушным и дисциплинированным. Это, конечно, полезные качества, но излишняя строгость и давление со стороны взрослого хотя и являются внешне эффективными средствами, но на самом деле очень вредны. Этим взрослые подавляют активность ребёнка, превращают его в автоматического исполнителя чужой воли, а для успешной учёбы в школе ребёнок, прежде всего, должен быть самостоятельным. Приказами, наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребёнка управлять собой и своим поведением. Именно умение управлять своим поведением является главной чертой волевой готовности.
Конечно, выполнять определённые правила школьного распорядка важно, но не менее важно умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый, не отвлекаться. Чтобы делать не только то, что хочется, но и то, что нужно, ребёнку необходимо приложить волевое усилие.
К концу дошкольного возраста ребёнок уже может поставить перед собой цель, пусть и самую простую. Он может наметить план действий, реализовать его, проявить усилие для достижения цели, оценить результат своего действия. Родителям важно помнить, что цели, которые ставит ребёнок, ещё не всегда осознаны, устойчивы и точны, что чем сложнее задание, тем труднее ребёнку сосредоточиться на его выполнении.
Одним из приёмов, помогающих ребёнку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование дня и подведение его итогов.
К планированию дел на день нужно привлекать и самих детей, чтобы они имели возможность принимать собственные решения. Привычка жить по указанию взрослых приводит к тому, что ребёнок не может что-либо решить самостоятельно.
Привить ребёнку самостоятельность вы можете в игре. Игра – это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания дошкольников. Все исследования воли у детей показывают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее в игре. В ней он научится делать сознательный выбор. Общаясь с ребёнком во время игры, взрослый помогает ему установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделить для него цель и средства её достижения. Если ребёнок не согласен с вами и предлагает свой собственный план действий, то ни в коем случае нельзя настаивать на своём. Примите его решение и помогите воплотить его в жизнь.
Не старайтесь добиваться от ребёнка правильного ответа – ответ на такие вопросы не может быть правильным или неправильным. Нужно всегда одобрять самостоятельный ответ или выбор, так как всякий нажим на ребёнка может привести его в состояние скованности, заторможенности. А задача взрослого состоит в обратном: в том, чтобы вопросами поддержать самостоятельные действия ребёнка, придать им произвольный, осознанный характер.
В школе от ребёнка потребуется умение понять задание учителя, подчинив ему свои собственные желания. А для этого необходимо, чтобы ребёнок умел сосредотачиваться на инструкции, которую он получает от взрослого. Вы можете сами развить такое умение дома, давая ребёнку разные задания. Для этого вам нужно попросить ребёнка повторить задание, которое вы ему дали, чтобы убедиться, что он понял правильно. Если задание сложное, то можно попросить ребёнка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить поручение разными способами.
Свидетельством того, что самостоятельность у ребёнка формируется достаточно успешно, служит привычка без напоминания и помощи взрослого выполнять ежедневно повторяющиеся действия (убрать игрушки после игры, кормить рыбок и др.), стремление проявить инициативу, готовность прийти на помощь.
Не менее важным компонентом волевой готовности к школе можно считать умение ребёнка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Для успешной учёбы в школе очень важно, чтобы у ребёнка были сформированы такие качества, как доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие. Наличие таких черт в поведении создаёт эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в школе, способствует успешному прохождению периода адаптации. Волевая готовность характеризуется также и определённым уровнем развития нравственных чувств и сознания ребёнка. А это значит, что ребёнок понимает значимость нравственного поведения, у него развивается способность к самооценке своих поступков, формируется чувство ответственности и справедливости.
С познавательной деятельностью дело обстоит сложнее, так как шестилетний ребёнок ещё не осознаёт важности ежедневных занятий. Поэтому взрослым следует учитывать возможности, интересы и потребности детей этого возраста.
Как показывают специальные исследования, проведённые психологами, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание у ребёнка стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Все эти качества помогут ребёнку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.


Из книги Натальи Чивиковой «Как подготовить ребёнка к школе» (М., 2001)

Окончание следует...


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

задание оценка игра победа каникулы конкурс масленица перегрузки расписание родителям чтение внеклассная работа кукла математика музей обучение объявление окружающий мир проект урок учитель фестиваль 1 класс 1 сентября 8 марта Выра Дед Мороз Державин Золотой ключик Лицей Чудово Эрмитаж английский безопасность благодарность блокада Ленинграда ветеран воля грамматика движение день знаний день рождения дневник учащегося дыхание задания задача закон занятия знания зрение информация итоги календарь комфорт конкурсы консерватория конспект урока космос кот крепость крест и бисер критерии отметок личность макулатура март мастер-класс методическая копилка мифы мотивация мюзикл нервная система новогодний праздник общение окно олимпиада осанка осень осмотр отдых отметки первый класс питание план урока подсвечник познавательные интересы помощь портал портрет правила преемственность природные зоны проектная деятельность птицы пчела режим режим для школьников режим дня рисование родители рыцарь сборник сентябрь сказка состав слова спорт творческое изложение театр студия утренник учебная работа школьника учебный год формирование поведения формы обучения школа школьная олимпиада

Постоянные читатели